Мой комментарий к статье «Экзамен по русскому языку для мигрантов: как его сдают сейчас и что предлагают в Госдуме»


Поделилась своим мнением по поводу ужесточения экзамена для мигрантов. Ознакомиться можно здесь: https://riamo.ru/articles/aktsenty/ekzamen-po-russkomu-jazyku-dlja-migrantov-kak-ego-sdajut-sejchas-i-chto-predlagajut-v-gosdume


Распишу подробнее: 


Сардана Авксентьева в последнее время на слуху со своими идеями по ужесточению миграционного законодательства, особенно в антимигрантских пабликах в соцсетях. Это хороший способ набрать себе электорат. Я согласна с Серданой, что надо побуждать иностранцев соблюдать закон, но необходимо помнить о балансе. Например, ее цитата:


— «раздел экзамена "Основы законодательства Российской Федерации" должен содержать такие вопросы, как: "Назовите, какая уголовная ответственность наступает за распространение наркотиков"»


С одной стороны, всё правильно. А с другой, разве все иностранные граждане по умолчанию занимаются распространением наркотических средств? Здесь чувствуется стигматизация. Условный любой мигрант = наркоман, криминогенный элемент, дилер? Нет, конечно. 


Вводить в экзамен (вернее, усложнять, потому что она и так есть под названием "Говорение") устную часть нужно, потому что без устного общения не будет никакой интеграции мигрантов в общество. Они приезжают в страну, где в магазине, в аптеке, в банке, в полиции, со своим работодателем, да даже в аэропорту после прибытия нужно говорить на русском языке, иначе жизнь будет некомфортной. Устное общение это важно! Как без этого адаптироваться? Но сходу заваливать их вопросами об уголовной ответственности за распространение наркотиков...Гораздо эффективнее распространять листовки, какие-то инфографики на ресурсах, которые мигранты посещают, в общежитиях, где они живут. Причем наглядно, с картинками, а не просто сухой текст с выдержками из ФЗ. 


Сейчас экзамен (по крайней мере, для патента) очень простой, на уровне "круглое катим, квадратное носим". Этого недостаточно для комфортного общения с окружающим их местным населением. И Сердана, грубо говоря, предлагает добавить в нее мрачную часть о тюрьме и депортации. Об этом нужно с ними говорить! Но не на экзамене, когда мигрант думает только о том, чтобы набрать проходной балл, а не откладывает полезную информацию в голове. Усвоить «если я буду торговать наркотиками, то попаду в тюрьму, не смогу зарабатывать деньги» легче и полезнее в обстановке, когда работник отпахал смену, пришел домой и отдыхает, глядя в телефон или листая какую-то брошюру, где нарисован тюремный быт. Особенно, если ему в это время звонит жена и просит поскорее отправить денег, потому что детям нечего есть. В голове должна отложиться цепочка: я приехал заработать деньги - я не должен нарушать закон, иначе лишусь этой возможности - мои дети умрут от голода. Безэмоциональный вопрос "назовите номер уголовной статьи за распространение наркотиков" никак не поспособствует возникновению этой цепочки. И толку не будет.


Новые Старые