Патент московский и питерский: где его легче получать? Рассказ мигранта


Источник: https://www.asiaplustj.info/

Наш соотечественник - молодой мигрант, который, не найдя своё место в Душанбе, после окончания университета и получения диплома, решил уехать на заработки в Россию. Он рассказывает Migrantnews  о процедуре подачи документов для получения патента, которая является обязательной для всех иностранных граждан, приехавших на заработки в Россию.

Напомним, что документы на получение патента необходимо подавать сразу же по прибытию в Россию или же в течение 30 календарных дней.

В противном случае иностранца за просрочку установленного срока могут оштрафовать на 10-15 тысяч рублей  (ст. 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Современный и большой миграционный центр

После получения миграционной карты на границе России и Казахстана с пометкой «работа» (цель визита), и получения временной регистрации, сроком на три месяца, оставалось подать документы для оформления патента в Многофункциональный миграционный центр (ММЦ) Москвы.

Находится он на 64-м километре Варшавского шоссе в деревне Сахарово. Вариантов доехать туда несколько.

Со станций метро «Лесопарковая» и «Бульвар Дмитрия Донского» ездят автобусы с конечной остановкой в ММЦ, время в пути обычно занимает 1-1,5 часа. Добраться быстрее можно на такси, которые базируются там же, где и автобусы, либо в районе продовольственного рынка возле метро «Тёплый Стан» и у станции метро «Аннино».

Кстати, водители частных такси тоже приезжие со Средней Азии и Кавказа.

Имея за плечами питерский опыт получения патента, в Сахарово я ехал настроенным скептически и был готов стоять в очереди много часов. Позже я расскажу, почему я так подумал, а пока едем дальше…

Автобус, в который я сел, на 90% процентов состоял из таджиков и узбеков, направлявшихся туда же, куда и я. Полтора часа в пути прошли быстро в рассматривании пейзажей ближайшего Подмосковья и клацаньем смартфона.

По приезду на место все как один стали направляться к выходу, образовывая неразборчивую давку. Выход был только один, напротив которого с улицы пассажиров ждала группа контролеров, проверявших наличие проездных билетов.

Прямо передо мной группа из нескольких человек на проверке «провалилась» и стала объясняться на ломанном русском, что проезд они оплачивали.

За поездку зайцем обычно выписывается штраф в соответствии со ст. 10.1 Кодекса Москвы в размере 1000 рублей. Будучи активным пользователем городского транспорта я через день становлюсь свидетелем подобных ситуаций.

Посредники не дремлют

Посредники тоже не русские - азиаты и кавказцы, большинство из них по совместительству таксисты.

Человек, впервые приехавший оформлять патент без должного знания языка, не говоря уже про законодательство и историю РФ, начинает переживать о сложности прохождения теста, увидев ажиотаж, устраиваемый местными зазывалами.

С виду ММЦ производит приятное впечатление из-за своих масштабов, свежести зданий и чистоты территории. Чтобы попасть на территорию, нужно пройти через раму металлоискателя, предъявив при этом паспорт и миграционную карту.

Стоит отдать должное службе охраны, которая без привычных в таких делах перегибов, сохраняет порядок у входа. Сбоку от главного здания имеется столовая, цены, как и подобает в условиях сложной транспортной доступности до первого продуктового магазина, соответствующие.

Один из знакомых, говоря про ММЦ, оказался прав - здание настолько большое, что чисто физически здесь с трудом могут образовываться очереди. Залы внутри просторные и хвала талонной системе очереди, благодаря которой соблюдается порядок.

Войдя в здание нужно пройти через ряд сенсорных экранов у каждого из которых сидят консультанты. Они спрашивают о цели визита посетителей и выбирают на экране соответствующий вопрос, направляя в нужную сторону.

Весь процесс подачи документов делится на несколько этапов, первый из которых, разумеется, оплата услуг.

Деньги (12 950 рублей) нужно вносить наличными через платежный терминал, рядом с каждым таким терминалом стоит консультант, помогающий клиентам сделать всё правильно. У меня не оказалось мелочи, и я внёс 13 000 рублей, а консультант позаботился о том, чтобы сдача в размере 50 рублей была переведена на баланс моего номера телефона. Во время внесения денег также выбирается страховая компания для оформления страхового полиса, цены в списке начинаются от 4 000 тысяч рублей и выше.

После получения чека об оплате необходимо зарегистрироваться в базе данных. Для этого на руках нужно иметь заграничный паспорт, миграционную карту, временную регистрацию, а также заверенный перевод паспорта.

Девушка, вносившая данные моих документов в систему, задала пару вопросов: оформлял ли я патент ранее, имею ли высшее образование и если да то, кем являюсь по профессии, хотя на самом патенте в Москве это не указывается в отличии, например, от питерского.

В завершении она выдала мне файл, в котором лежал лист с информацией о регистрации на сайте Миграционного многофункционального центра Москвы и данные для входа в личный кабинет.

Я заметил, что напротив, каждого приёмного окна висит табличка с вакансиями типа дворника или разнорабочего, видимо в одно из муниципальных учреждений, так что кто-то здесь и работу сразу может найти.

Бросилось в глаза то, что сотрудники ММЦ, принимающие документы, работают в одноразовых перчатках, но я не стал спрашивать почему.

После регистрации документов на руку надевается бумажный браслет с QR-кодом для идентификации личности, его нужно было прикладывать на турникетах по мере прохождения каждого этапа оформления документов на патент, что очень удобно.

Порядок очереди выстраивается с момента его получения.

Следующим пунктом была дактилоскопия - процесс снятия отпечатков пальцев везде одинаковый и никаких затруднений не вызвал.

Далее нужно было сдать тот самый тест. Сразу несколько кабинетов, похожих на школьные классы, были заставлены рядами столов.

При входе в класс две женщины, напоминавшие школьных учителей, с той же фирменной строгостью и любезностью одновременно объясняли условия прохождения теста, одна из них протянула мне одноразовые наушники.

Все задания в тесте озвучиваются, на сдачу теста отводится сорок минут, этого вполне достаточно.

Вот примерные вопросы и варианты ответов, на которые нужно было ответить:

1.    Вопрос: Я приехал в Россию зимой, в …

Варианты ответов: феврале, ноябре, марте

2.    Вопрос: На улице холодно, …

Варианты ответов: я куплю зонт, мне нужна сумка, мне нужно купить пальто

3.    Вопрос: Л.Н. Толстой — это известный русский…

Варианты ответов: писатель, ученый, режиссёр

4.    Вопрос: 8 марта в России отмечают праздник…

Варианты ответов: День Победы, День народного единства, Международный женский день

С тестом проблем не возникло и оставалось пройти медосмотр. Медицинский центр был этажом выше и чем-то напоминал клинику из одного американского сериала. За стойкой регистрации выдаётся баночка для сдачи анализа мочи, и что, очень странно, принимая анализы, медсестра не отмечает баночки.

Возник вопрос – как они поймут, чей это анализ? Но внятного ответа на свой вопрос я так и не получил, мне «любезно» предложили идти дальше и не задавать лишних вопросов…
Ожидание у каждого кабинета занимало максимум минут десять и из всех врачей о состоянии здоровья поинтересовался только невролог, спросив не страдаю ли я от головных болей и нет ли у меня вредных привычек.

Все остальные максимум могут поздороваться, заполняя на автомате обходной лист. Последним оставалась сдача крови и вместе с ней врачи забрали обходной лист. На этом медосмотр закончился, а вместе с ним и весь процесс подачи документов для получения патента. О его готовности будет известно в последующие две недели с момента посещения ММЦ.

Питерский патент дался не легко

Я уже упоминал про питерский опыт получения патента, и после посещения ММЦ в Сахарово мне было с чем сравнивать.

Как говорится, впечатления сильны на контрасте. Отличия питерского и московского ММЦ начинаются уже с местоположения: в Санкт-Петербурге он находится в центральном районе города на улице Красного Текстильщика, а в Москве на 64-м километре Варшавского шоссе, что уже считается Московской областью.

Постоянное скопление людей, одетых преимущественно в тёмные цвета в центре культурной столицы, как минимум, не нравится местным жителям и может производить неприятное впечатление на туристов, коих в Питере всегда много.

Мне до сих пор не понятно, почему бы просто не вынести миграционный центр за черту города.

Выстоять до последнего

В Сахарово практически не бывает очередей, а в день сдачи документов на патент в Санкт-Петербурге я прождал в очереди почти десять часов. Люди стоят в такой очереди на улице и промозглой зимой и знойным душным питерским летом. Ожидающие убивают время, в основном, разговорами о тяжелой жизни и работе в чужой стране в плохих условиях, пересечении границы, оформлении документов и т.д.

Кто-то смотрит фильм на телефоне. Постоянная давка, разделительное ограждение, охрана для которой нецензурная брань в адрес мигрантов и рукоприкладства дело обыденное. Для полной картины добавлю к этому языковой барьер многих приезжих и фирменную питерскую погоду – ветер, чередующие друг друга настырный мелкий дождь и ливень сопровождали меня в тот день, когда я ходил за оформлением патента. Но люди тут стоят и при штормовом ветре, и при метровых снегопадах. От усталости и долгого ожидания бывают и стычки между мигрантами, а кое-кто даже перепрыгивает через ограждения, дабы сократить время ожидания, что, конечно же, вызывает бурю негатива со стороны других.

Придя к семи утра, внутрь здания я попал только в четвертом часу. Менеджер, который проверял мои документы и выдал талон с номером очереди, судя по его разговору по телефону, был узбеком.

В проходной между двумя залами стоял охранник, как и подобает этой профессии, он был высокий, с широкими плечами и с грозным взглядом. Спросив, могу ли я пройти, в ответ услышал: «Нет, пока подожди», но прозвучали эти слова на таком родном для души акценте, что я догадался, что охранник родом из Таджикистана и оказался прав.

Мы разговорились, и как оказалось, он мастер спорта Таджикистана по киокушинкай, но, уже не первый год живет в России.

К охранникам-надсмотрщикам снаружи он никакого отношения не имел и оказался очень приятным человеком. По разговору с ним стало понятно, что спорт спортом, а жить и кормить семью надо, вот и приехал он когда-то на заработки и остался тут жить.

Попрощавшись с соотечественником, я двинулся дальше, сдал документы и вышел из здания миграционного центра в шестом часу.

Еще одно отличие питерского миграционного центра от московского в том, что медосмотр и экзамен на знание русского языка мигрант проходит не сразу в тот день, когда сдал все документы на патент, а через неделю. И опять очередь и все по новой – это отнимает много времени и сил.

Может поэтому, как мне теперь кажется, в Петербурге хорошо поставлена и посредническая работа. Посредники могут выполнить все процедуры и выдать готовый патент без очередей и многочасового ожидания и траты времени. У каждого второго есть знакомый посредник, либо знакомый, знающий посредника готового взяться за твоё дело за 3-4 тысячи рублей.

Одна из таких женщина лет сорока с пачкой серых и зеленых паспортов ходила по зданию МЦ, продвигая дела своих клиентов.

В итоге, оформление патента в Петербурге, куда входили — страховой полис, прохождение медосмотра, сдача экзамена на знание русского языка, основ законодательства и истории России мне обошлось тогда в 23 500. Это в два раза дороже, чем в Москве.
Почему такое отличие в ценах, я так и не понял.

Но есть одна общая черта у московского и питерского МЦ – мигрантов, получающих патент, практически не информируют об условиях его использования.

К примеру, о том, что договор с работодателем обязателен для работы по патенту, как правильно оплачивать налог, чтобы патент не был аннулирован, методы оплаты, касаются ли изменения стоимости патента с наступлением нового года тех, кто оформлял патент в прошлом году, функционал медицинского полиса и многое другое.

Ответы на подобные вопросы люди ищут сами и ценная информация, передаваясь из уст в уста зачастую немного искажается, но часто еще и законы меняются.

Поэтому так важно нам, мигрантам, всегда держать руку на пульсе, искать информацию, соблюдать все правила, чтобы не быть обманутыми или выдворенными. А много ли среди нас тех, кто знает свои права?

Новые Старые