Таким риторическим вопросом задавался Игорь А., гр-н Казахстана. Три года назад ему закрыли въезд в РФ по причине наличия нескольких административных правонарушений.
Оснований для отмены запрета у него не было и Игорь, добросовестно выехав из РФ, дождался окончания срока в Казахстане.
20-го августа Игорь приехал на пропускной пункт, полный надежд и ожиданий – в РФ его уже ждал работодатель, планировалось получение статуса ВКС, а там и ВНЖ с гражданством не за горами, благо ожидаемые изменения в российских законах наконец-то стали реальностью.
Но… Все сложилось совсем иначе.
Суровый пограничник покопался в компьютере и выдал – «Въезд у Вас закрыт, пропустить не можем». Шокированный Игорь, срок запрета которого истек еще 19-го августа, пытался возражать и рассуждать про сроки, что у него уже все завершено, что завтра на работу и вообще – как так-то?!
Однако служивый был непреклонен - «ничего не знаем, Вы в контрольном списке, въезд закрыт». Не помогло и обращение к руководству погранпункта, итог был тот же – контрольный список, въезд закрыт, пропустить не можем.
Игорь вернулся домой…
Через несколько дней Игорь повторил попытку, потом еще раз, через месяц снова – но итог был тот же, заклятый и таинственный контрольный список разрушил все планы.
Елена У. из Молдовы еще в 2014 г. была выдворена по постановлению суда. Был грех, поработала без документов - а тут проверка. Дальше все просто, быстро и стандартно – протокол, объяснение, суд и штраф с выдворением.
Елена штраф оплатила и выехала, выдворение исполнила. Работу получилось найти в другой стране, а в сентябре 2019г. пришло время возвращаться в Россию, как раз месяцем ранее закончился и срок запрета.
Но в аэропорту Елену не пропустили, дали уведомление о запрете въезда и вернули в Молдову. Почему? – задавалась всю дорогу вопросом Елена, но ответить было некому…
А вот Умид С. подошел к процессу въезду максимально практично – зная от знакомых, что после запрета пересекать границу не всегда легко, а тем более после отмены запрета, он заручился поддержкой адвоката, с которым и прибыл на границу – Умид со стороны погранпоста, адвокат с российской.
Дело было в аэропорту, запрет Умида был отменен судом, решение было у адвоката на руках, со всеми необходимыми печатями и штампами о вступлении в силу.
Однако на сотрудников Погранслужбы судебный акт не произвел ровно никакого впечатления!
Прозвучали все те же слова про наличие данных в Контрольном списке и об отказе в пропуске Умида через гос.границу…
Адвокат, конечно, время не терял – посетил и пункт мигр.службы в аэропорту, и с руководителем смены погранпункта встретился.
Но, результата не добился.
Пограничный начальник ответствовал, что суды и их решения, безусловно, уважает, но принимает их к сведению только в рамках процедуры исполнения, а в случае Умида этого не было даже начато. Адвокат в такие глубины миграционной сферы никогда ранее не погружался и в этот день узнал много нового…
Умиду же пришлось вернуться домой.
Истории Игоря, Елены и Умида не уникальны, таких случаев очень много, они происходят практически ежедневно. Ломаются планы, рушатся мечты, меняются жизненные пути… Но почему, спросите вы? В чем причина, где разгадка? Люди совершили нарушение, были наказаны, срок наказания прошел, почему же ничего не меняется и въезд во многих случаях по-прежнему остается закрытым? Почему даже решения суда не имеют здесь прямого действия?
А ларчик-то просто открывается, отвечу вам я. Вся разгадка – в особенностях применения запрета и прекращения его действия. Мы же все верим обычно в прекрасное, живем в век высоких технологий и ждем от ведомств соответствующих чудес – что некая могущественная компьютерная система велением электронного разума рассчитает все сроки и автоматически все откроется, уведомления разошлются, препятствия сами собой устранятся…
А здесь все сложнее. Здесь большая бюрократическая, многоуровневая система, в деятельности которой участвуют еще и несколько ведомств.
Чтобы принять решение о закрытии въезда (либо об исполнении выдворения, нежелательности пребывания, депортации) – принимаются и подписывается, согласовывается целый ворох служебных бумаг, составляется целое учетное дело. Почему же обратный процесс – открытия въезда – будет легче и проще? Система, увы, не такова. Пока все везде будет подписано, учтено и передано на исполнение в соседствующие ведомства и службы – времени проходит порой немало. Потому – день завершения срока запрета, чаще всего, совсем не день фактического открытия въезда.
Так что же – так и сидеть теперь, ждать милости ведомств и открытия въезда месяцами?
Вовсе нет. Помочь самому себе и поторопить ведомство вполне реально. Причем, что важно – в рамках закона, без всяких там «решал» и посредников.
Для этого, за несколько дней до завершения срока запрета (его нужно знать точно, иначе труд будет напрасен) нужно подготовить и направить соответствующее обращение к гос.органу-инициатору запрета либо в ГУВМ МВД России (нередко это одно и то же). Если все делаете верно, то через 20-30 дней гос.орган направляет ответ, в котором четко и конкретно, как правило, указывается – «… исключен из контрольного списка лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешен». По получении ответа – можно выдохнуть и собираться в РФ, въезд открыт. Резервных два-три дня от даты, указанной в ответе, тем не менее, лучше все же добавить при этом.
Если же ваш запрет был отменен судом, то здесь все немного посложнее, но смысл тот же – исполнение судебного решения путем работы с ведомствами – инициаторами. Само по себе судебное решение исполняется годами, практикой проверено не раз.
Что потопаешь – то и полопаешь, говорили издревне на Руси. Пословица в полной мере актуальна и в миграционной сфере. По нынешним реалиям, каждый сам кузнец своего счастья, и в процедуре открытия въезда свое участие лучше все же принять, поверьте опыту.
Степанов Роман Олегович
Иммиграционный юрист, к.ю.н.