В списках, публикуемых дипломатическими ведомствами, указаны ФИО, дата и место рождения, а также национальность. Анализ показывает, что в обновленном реестре за номером 104 более 80% лиц – этнические казахи. Это не удивительно, так как соотносится с официальной статистикой выезда. Так, по информации Госкомстата Узбекистана, в первом полугодии текущего года из Узбекистана на ПМЖ выехали 4847 человек, 56,3% из которых решили поискать лучшей доли в Казахстане. На втором месте Россия, куда переехали почти 37% из общего числа эмигрантов. Гораздо меньше узбекистанцев предпочли в качестве новой родины США и Израиль – 1,2% и 1% соответственно.
Кстати, возникает вопрос – не нарушают ли посольства закон о персональных данных, выставляя в открытый доступ информацию о претендентах на утрату гражданства? В любом случае госучреждения вряд ли будут наказаны, ведь к двойным стандартам в трактовке нормативно-правовых актов все привыкли.
Затем появился пункт номер четыре, гласящий, что утратить гражданство можно, «если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства либо путем совершения преступлений против мира и безопасности».
Уже во времена президентства Шавката Мирзиёева статья пополнилась еще одной причиной: если лицо приобрело гражданство иностранного государства. При этом, как указано в законе, в этом случае гражданин должен в течение тридцати дней после получения паспорта другой страны уведомить об этом органы внутренних дел или консульские учреждения Узбекистана за границей. Грозят ли какие-либо санкции, если человек забудет предупредить или проигнорирует требование, неизвестно.
Примечательно, что, согласно «Инструкции о порядке подготовки материалов по вопросам оформления утраты гражданства Республики Узбекистан», выявление лиц, выехавших на ПМЖ, но не вставших на консульский учет, находится исключительно в компетенции министерств иностранных и внутренних дел республики.
Может ли сам эмигрант стать инициатором процедуры утраты гражданства? Ответ на этот вопрос остается загадкой. В июне текущего года на сайте посольства Узбекистана в России был размещен список документов для оформления утраты гражданства. В пакет входили заявление, заявление/объяснительная, анкета-заявление и автобиография. Однако на данный момент таких файлов на веб-ресурсе дипмиссии нет. Более щедрым на информацию оказалось посольство Узбекистана в США, на сайте которого под тему «утрата гражданства» отведена целая страница. Здесь есть даже образцы уведомлений, суть которых – донести до консульства, что выехавший на ПМЖ из Узбекистана человек уже получил паспорт другой страны и не против начала процедуры утраты гражданства. То есть эмигрант лишь предупреждает о наличии другого гражданства, дальше все делают госорганы. Есть, правда, одно «но» – согласно правилам за подачу уведомления нужно заплатить консульский сбор в размере $120. Хотя после внесения дополнений в статью 21 эксперт Norma.uz пояснял, что форма сообщения в консульский отдел о получении другого гражданства в законе не прописана и сборы за это не взимаются.
На сайте посольства Узбекистана в России есть только бланки заявлений на выход из гражданства. Кстати, эта процедура тоже не бесплатная: ее стоимость – $110.
Но все же юридически «выход из гражданства» и «утрата гражданства» – это разные понятия. Упрощая трактовку, получается, что инициатором «выхода» становятся сами граждане, а «утрата» – прерогатива госорганов.
Зачем и кому это нужно?
«Наша семья выехала из Узбекистана в Россию по программе переселения в январе 2014 года. На консульский учет не вставали. В июне того же года подали документы на получение гражданства РФ. В сентябре и ноябре получили российские паспорта. Таким образом, прошло уже пять с половиной лет, как мы выехали с Узбекистана и пять лет, как мы граждане России. Но ни в каких списках на утрату узбекского гражданства себя не видели. Я не знаю, этот закон вобще работает? Хоть кого-то, по этому закону, лишили гражданства РУ?» – интересуется Юрий Соловьев.
Есть и еще несколько комментаторов, которые переехали на ПМЖ в другие страны пять-шесть лет назад, но никогда не были в этих списках и не могут получить справку об утрате гражданства Узбекистана. Многие предполагают, что цель подобных списков – заставить граждан заплатить за справку об утрате консульский сбор в размере $100 с лишним. Мол, почему бы государству не содрать напоследок с эмигрантов хоть какие-то деньги? Тогда возникает вопрос – почему в списках указаны только 1150 человек, ведь людей, желающих сменить узбекский паспорт, гораздо больше?
Напомним, что речь идет только о тех, кто целью выезда из страны указал «переезд на ПМЖ», а таких, как гласит официальная статистика, совсем немного: меньше десяти тысяч за полгода. Собственно, эти граждане могут проигнорировать требование разрешить процедуру утраты гражданства и жить без получения соответствующей справки. Но в таком случае у них могут возникнуть проблемы по возвращении на родину. Считать себя утратившим гражданство Узбекистана можно только после подписания президентом специального указа, чего, как правило, приходится ждать несколько лет. Плюс чиновники могут просто забыть включить эмигранта в реестр выбывших. Поэтому не исключено, что въезд в Узбекистан даже при наличии паспорта другого государства будет совершен незаконно (до подписания президентского указа человек все еще считается гражданином Узбекистана). В таком случае нарушителю грозит уголовная ответственность по статье 223 («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») УК, предполагающей серьезный штраф, – до $10 тысяч, а в отдельных случаях – лишение свободы. Видимо, поэтому посольства и предупреждают граждан о необходимости действовать по регламенту – как бы потом чего не вышло.
Было бы проще, если бы Узбекистан заключил соглашение о двойном гражданстве хотя бы с Россией. Потому что тем же трудовым мигрантам зачастую выгодно получить паспорт страны пребывания – и с правовой, и с экономической точки зрения. Однако, несмотря на призывы общественности рассмотреть вариант с двойным гражданством, пока вопрос даже не перешел в сферу законопроектов.