Реклама сервиса доставки показала общую проблему россиян и мигрантов.
Управляющий партнёр Delivery Club Руслан Гафуров объяснил, что цель рекламной кампании — показать значимость профессии курьера и обратить внимание на личные качества каждого сотрудника сервиса, потому что в обществе присутствует неуважительное отношение к ним.
Рекламный слоган "Ваш заказ доставит…" превратился в мем: его обсуждают в социальных сетях, иронизируя над тем, как высшее образование помогает курьерам в их работе, насколько высока квалификация специалиста и то, что государство не может обеспечить профессионалов рабочими местами.
Само появление такой рекламы и болезненная реакция общества на нее внезапно показали, что россияне и мигранты во многом стоят на одной доске: курьером может стать, как плохо знающий язык приезжий, так и учитель русского языка со стажем. А еще и тот, и другой сталкиваются с одинаковой дискриминацией.
Мигранту с высшим образованием, действительно, настолько же сложно получить высокую должность в России, насколько и гражданину РФ, подтвердил председатель Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов. Правда, перед приезжими стоит больше дополнительных препятствий в виде оформления патента или разрешения на работу.
"Нужно иметь в виду, что некоторые работодатели опасаются взять иностранного гражданина на работу, потому что боятся штрафов за неверно оформленные документы. А штрафы, прямо скажем, драконовские — около 800 тысяч рублей за одно нарушение. Поэтому в другой раз работодатель подумает "А ну его", — заметил он.Он рассказал, что знает учительницу русского языка из Таджикистана, которая в России работает дворником. "Не нужны учителя русского языка из Таджикистана в РФ, — предположил он, — Охотнее берут местных".
Председатель подмосковной организации "Объединение и социальная поддержка женщин-мигрантов" Ефросиния Гыштемулте не видит ничего плохого в том, чтобы компания рассказывала, какие у нее сотрудники.
"Это естественно, когда мигрант приезжает и даже с высшим образованием не может тут же устроиться на работу в крутую компанию – первое время он подрабатывает, курьером в том числе. Это не говорит о том, что в России кризис", — считает она.Владелец Delivery Club, компания Mail.ru Group, в комментарии по поводу рекламы призвала уважать курьеров. А один из разработчиков кампании, издатель и основатель The Village Алексей Аметов отметил, что целью было в том числе и возникновение дискуссии:
"Мы ожидали, что будет противоречивая реакция. Смысл этой компании как раз в том, чтобы люди задумались, что курьеры — это очень разные люди с разными интересами и к ним надо относиться с уважением. <...> Если человек хорошо делает свою работу, это повод для гордости, а не для шуток и насмешек".Автор портала "Вестник Мигранта" Лина Озерова (это я! :))) уверена, что отношение к человеку не должно зависеть от его национальности, гражданской принадлежности, образования или хобби, поэтому реклама ей кажется нелепой.
Масло в огонь подлила одна из героинь кампании, которая дала интервью, в котором не только пояснила свои мотивы, но и зозвучила среднюю зарплату курьера: 70-100 тысяч рублей. Оказывается, всё неоднозначно. После трагедии, случившейся с курьером другой организации, который скончался после десятичасовой непрерывной развозки заказов, работодатели перестали разрешать сотрудникам составлять график самостоятельно. В итоге курьер получает меньше рабочих часов и, соответственно, меньше денег. Поэтому разговоры об огромных выплатах больше похожи на слухи или на пиар-ход. Особенно если вспомнить, что мигранты обычно приходят в Delivery от компаний-посредников, которые забирают себе определенный процент и итоговая зарплата курьера становится еще ниже.
Лина приводит слова одного своего подписчика, Сергея:
"Я работал в Delivery Club. Пока не набирали огромное количество людей - было очень круто и по условиям работы, и по самой работе, и по отношениям с руководством. Как стали много набирать - стало во всех отношениях дико и ужасно. На данный момент ситуация внутри компании просто адовая. Многие люди не работают по 40 - 50 дней. Им попросту не дают смен, хотя раньше ставили именно тот график, который сам им пишешь, хоть 7/0 по 14 часов. Больше того, если смену неожиданно дадут, то уведомят об этом только накануне, в полночь, а то и под утро. И если ты не сможешь выйти из-за того, что не увидел, занят, уже нашел другую подработку - тебя штрафуют на три тысячи".Сергей подтверждает, что раньше, действительно, курьеры вполне могли зарабатывать 70-100 тысяч рублей в месяц, при условии, что работали весь день и без выходных. Сейчас столь высокие заработки остались воспоминанием:
"Лично у меня за последний месяц работы 65 тысяч вышло, до этого были проблемы со сменами, было ощутимо меньше, около 35 тысяч".Сам посыл "курьер - тоже человек", даже если и придумывался с какой-то благой целью, оставляет неприятное ощущение, - убеждена Озерова:
"А что, разве кто-то до этой рекламной компании не считал их людьми? В своем окружении я не замечала неуважительного отношения к курьерам. Наоборот, их обычно ждут с нетерпением и им рады. Хороший человек не боится никакой работы. По-моему, Delivery Club следует извиниться за свою акцию".Какова истинная цель кампании? Если в приоритете было желание привлечь внимание к организации, пиарщикам явно это удалось. Впрочем, как минимум одной гуманитарной задаче, желая того или нет, Delivery Club поспособствовала: побудила общество лишний раз поговорить о социальном неравенстве и превратностях жизни в большом городе, где никто и никогда не застрахован от резких жизненных перемен.