Начальник главного управления МВД РФ по вопросам миграции — о том, как Россия будет привлекать новых граждан.
«Во всем мире начался массовый исход граждан с различных проблемных территорий»
— Я бы шире смотрела на эти вопросы. Начиная с 1991 года, сразу после распада Советского Союза, российское руководство уделяло большое внимание возвращению наших соотечественников из-за рубежа. Первый закон о приеме в российское гражданство 1991 года позволял соотечественникам в простой форме приобретать гражданство при минимальном наборе документов. Этот закон действовал до 1 июля 2002 года, и 3,5 млн наших соотечественников приобрели гражданство. Еще тогда было положено начало возвращению соотечественников, собиранию народов. Эта тенденция продолжается. Закон 2002 года «О гражданстве РФ» также позволяет в упрощенном порядке приобретать гражданство. С 2007 года реализуется государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. То есть на протяжении новейшей истории государство предпринимает усилия, в том числе на законодательном уровне, чтобы определенные преференции при получении гражданства имели соотечественники.
— Да, но сейчас включились другие скорости.
— Безусловно, время идет, возникают и новые подходы. Первая редакция Концепции государственной миграционной политики была разработана и принята в 2012 году. Это стратегический документ, и его действие было рассчитано до 2025 года. Геополитические изменения у наших ближайших соседей, возвращение Крыма в состав РФ, события на юго-востоке Украины дали посыл для определенных изменений. Затем приток беженцев в Европу. Во всем мире начался массовый исход граждан с различных проблемных территорий.
Если говорить о других вещах, то нехватка рабочих мест и возможности заработать в государствах ближнего зарубежья тоже стали мотивом прибытия и в нашу страну большого количества трудовых мигрантов. С учетом всех изменений концепция 2012 года просто перестала соответствовать потребностям современной России и возникла необходимость в ее совершенствовании.
31 октября 2018 года президент России Владимир Путин утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Самое главное, что отличает ее от предыдущей,— дифференцированный подход к разным категориям иностранцев. Четко сформулировано, что одни мигранты — это соотечественники, владеющие русским языком, которые хотят приехать надолго, а в дальнейшем приобрести гражданство РФ (к этой категории мы применяем упрощенные процедуры для приобретения тех или иных правовых статусов), вторая категория — трудовые мигранты, которые необходимы стране.
При этом в целях исполнения основных направлений деятельности в сфере миграции утвержден план по реализации концепции, предусматривающий 50 мероприятий различного характера — от анализа ситуации по тому или иному направлению до издания нормативных правовых актов.
— Судя по концепции и плану, задумано глобальное изменение всего законодательного каркаса, чтобы обеспечить приток людей в страну. В плане реализации концепции часто можно встретить слово «упростить».
— Мы знаем, что звучит много критики по поводу трудностей при получении гражданства, оформлении разрешительных документов. Это, безусловно, говорит об имеющихся проблемах в данном направлении. Следует отметить, что МВД оказывает 17 видов государственных услуг в сфере миграции. И это не только оформление патентов (дающих право на работу в России.— “Ъ”), но и получение документов для проживания, в том числе и соотечественниками. При этом вопрос оказания государственных услуг стоит на особом контроле у руководства МВД.
Если есть нарекания со стороны граждан, общественности — значит, не все хорошо с законодательством в том числе. На это обращал внимание и президент по итогам прямой линии в июне 2018 года.
Формируя новую концепцию, мы заложили в нее в том числе и поручения президента. Поэтому концепция неслучайно вызвала у вас ощущение, что грядут изменения миграционного законодательства. Меняется мир — должно меняться и законодательство.
— Вы могли бы описать модель приобретения российского гражданства, к которой планируется прийти? Сколько шагов и сколько времени должно отделять человека от желания получить российский паспорт до его выдачи?
— Действующее законодательство подразумевает несколько подходов к приобретению гражданства. Первое — это общий порядок. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 года №62 «О гражданстве Российской Федерации», сначала иностранный гражданин получает разрешение на временное проживание. Далее, прожив один год, может обратиться за видом на жительство и только потом, имея те или иные основания (брак, наличие детей), может становиться соискателем на приобретение гражданства РФ. При отсутствии возможности приобретения российского гражданства в упрощенном порядке иностранный гражданин должен прожить на территории России пять лет, и только тогда у него возникнет право на приобретение гражданства. Арифметика следующая: год — по разрешению на временное проживание (РВП), пять лет — по виду на жительство (ВНЖ). Кроме этого, получение данных статусов занимает от двух до шести месяцев — итого семь лет. Срок рассмотрения материалов для получения гражданства еще год. Всего восемь лет. Это обычная процедура по общему порядку.
Вторая возможность приобретения гражданства — упрощенный порядок. Закон подразумевает упрощенную процедуру приобретения гражданства, если есть родственные связи. Например, если иностранный гражданин родился здесь, но по каким-либо причинам уехал либо состоит в родстве с гражданами РФ или в браке с гражданином РФ, то есть тем или иным образом тесно связан с Россией.
Также упрощенная процедура предусмотрена для выпускников дневной формы обучения, окончивших российские вузы после 1 июля 2002 года. За время обучения иностранные студенты адаптируются и становятся фактически полноправными членами нашего общества.
Тем не менее, несмотря на то что сроки сокращаются с восьми до полутора лет, соискатель гражданства сталкивается с административными процедурами, которые повторяются. Чтобы получить РВП, нужно предоставить медицинскую справку, сдать комплексный экзамен по русскому языку, истории и законодательству. Подавая документы на ВНЖ через год, он опять должен предоставить медицинские справки и сдать комплексный экзамен, только уже на более высоком уровне.
Если взять, скажем, уроженца РФ, который родился в 1960–1970-х годах, закончил школу в России, потом куда-то выехал, а затем вернулся, проходить эту процедуру, наверное, не правильно.
И как раз с учетом поручения президента был подготовлен законопроект, направленный на сокращение этих сроков.
— На сколько?
— Мы предусмотрели в этом законопроекте, что уроженец России, минуя получение РВП, будет получать ВНЖ и, соответственно, при его получении сможет подать документы на гражданство. Это может занять не более восьми-девяти месяцев с учетом подачи документов и их рассмотрения. Зависит и от гражданина: как быстро будут собраны документы на ВНЖ, а потом и на гражданство. Для категории граждан, являющихся нашими соотечественниками, это предусмотрено. В 2018 году уже вносились изменения в законодательство, в том числе в части упрощения процедуры для участников госпрограммы (переселения.— “Ъ”).
Приезжающие соотечественники при наличии разрешения на проживание сталкиваются с ситуацией отсутствия места жительства. Приобретение жилья — процесс очень сложный. Найти знакомого или родственника, который бы у себя зарегистрировал, тоже непросто. Как правило, эта категория людей снимает жилье. Но даже те, кто сдает жилье, не регистрируют посторонних по разным причинам. В результате люди регистрируются по одним адресам, проживают по другим и тем самым нарушают миграционное законодательство.
— И вы…
— Внесли поправки, снимающие эти ограничения. Президент их подписал, и они вступили в силу 29 марта. Теперь участник госпрограммы может, получив РВП, всего лишь встав на миграционный учет, подать документы на гражданство.
— Без всякой регистрации?
— Да. Если у него есть возможность зарегистрироваться по месту жительства, это его право. Если нет — достаточно встать на учет, даже в гостинице. Это значительное упрощение процедуры.
— Это пример исправления нестыковки закона с реальной жизнью?
— Я бы сказала, что это изучение ситуации, ее анализ, рассмотрение поступающих жалоб. Действительно, получив свидетельство участника госпрограммы переселения, у человека возникали вышеописанные проблемы. Они несли за собой ряд других сложностей. Без регистрации невозможно устроить ребенка в сад, в школу. Человек становился заложником обстоятельств, которые разрешить не мог. Получалось, с одной стороны, мы его ждем, даже место работы зачастую уже определено, а с другой стороны — бюрократические проблемы.