«Этот год будет очень показательным с точки зрения упрощения процедур получения гражданства»


Начальник главного управления МВД РФ по вопросам миграции — о том, как Россия будет привлекать новых граждан.



Власти России стали уделять повышенное внимание стимулированию переезда сюда соотечественников. Упрощается получение гражданства РФ, принята новая Концепция миграционной политики. Начальник главного управления МВД РФ по вопросам миграции Валентина Казакова рассказала “Ъ”, что сделано и что еще планируется сделать, чтобы привлечь в страну новых граждан, а также ответила на вопрос о том, будут ли выдавать российские паспорта жителям востока Украины.



«Во всем мире начался массовый исход граждан с различных проблемных территорий»

— Есть ощущение, что российское руководство никогда не уделяло теме миграции столько внимания, как сейчас. Президентом утверждена новая Концепция государственной миграционной политики, создана рабочая группа по вопросам миграции, упрощаются процедуры получения гражданства, готовятся другие законопроекты. За этим просматривается задача привлечь в Россию как можно больше людей. Или есть другая формулировка этой задачи?

— Я бы шире смотрела на эти вопросы. Начиная с 1991 года, сразу после распада Советского Союза, российское руководство уделяло большое внимание возвращению наших соотечественников из-за рубежа. Первый закон о приеме в российское гражданство 1991 года позволял соотечественникам в простой форме приобретать гражданство при минимальном наборе документов. Этот закон действовал до 1 июля 2002 года, и 3,5 млн наших соотечественников приобрели гражданство. Еще тогда было положено начало возвращению соотечественников, собиранию народов. Эта тенденция продолжается. Закон 2002 года «О гражданстве РФ» также позволяет в упрощенном порядке приобретать гражданство. С 2007 года реализуется государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. То есть на протяжении новейшей истории государство предпринимает усилия, в том числе на законодательном уровне, чтобы определенные преференции при получении гражданства имели соотечественники.

— Да, но сейчас включились другие скорости.

— Безусловно, время идет, возникают и новые подходы. Первая редакция Концепции государственной миграционной политики была разработана и принята в 2012 году. Это стратегический документ, и его действие было рассчитано до 2025 года. Геополитические изменения у наших ближайших соседей, возвращение Крыма в состав РФ, события на юго-востоке Украины дали посыл для определенных изменений. Затем приток беженцев в Европу. Во всем мире начался массовый исход граждан с различных проблемных территорий.

Если говорить о других вещах, то нехватка рабочих мест и возможности заработать в государствах ближнего зарубежья тоже стали мотивом прибытия и в нашу страну большого количества трудовых мигрантов. С учетом всех изменений концепция 2012 года просто перестала соответствовать потребностям современной России и возникла необходимость в ее совершенствовании.

31 октября 2018 года президент России Владимир Путин утвердил новую Концепцию государственной миграционной политики на 2019–2025 годы. Самое главное, что отличает ее от предыдущей,— дифференцированный подход к разным категориям иностранцев. Четко сформулировано, что одни мигранты — это соотечественники, владеющие русским языком, которые хотят приехать надолго, а в дальнейшем приобрести гражданство РФ (к этой категории мы применяем упрощенные процедуры для приобретения тех или иных правовых статусов), вторая категория — трудовые мигранты, которые необходимы стране.

При этом в целях исполнения основных направлений деятельности в сфере миграции утвержден план по реализации концепции, предусматривающий 50 мероприятий различного характера — от анализа ситуации по тому или иному направлению до издания нормативных правовых актов.



— Судя по концепции и плану, задумано глобальное изменение всего законодательного каркаса, чтобы обеспечить приток людей в страну. В плане реализации концепции часто можно встретить слово «упростить».

— Мы знаем, что звучит много критики по поводу трудностей при получении гражданства, оформлении разрешительных документов. Это, безусловно, говорит об имеющихся проблемах в данном направлении. Следует отметить, что МВД оказывает 17 видов государственных услуг в сфере миграции. И это не только оформление патентов (дающих право на работу в России.— “Ъ”), но и получение документов для проживания, в том числе и соотечественниками. При этом вопрос оказания государственных услуг стоит на особом контроле у руководства МВД.

Если есть нарекания со стороны граждан, общественности — значит, не все хорошо с законодательством в том числе. На это обращал внимание и президент по итогам прямой линии в июне 2018 года.

Формируя новую концепцию, мы заложили в нее в том числе и поручения президента. Поэтому концепция неслучайно вызвала у вас ощущение, что грядут изменения миграционного законодательства. Меняется мир — должно меняться и законодательство.

— Вы могли бы описать модель приобретения российского гражданства, к которой планируется прийти? Сколько шагов и сколько времени должно отделять человека от желания получить российский паспорт до его выдачи?

— Действующее законодательство подразумевает несколько подходов к приобретению гражданства. Первое — это общий порядок. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 года №62 «О гражданстве Российской Федерации», сначала иностранный гражданин получает разрешение на временное проживание. Далее, прожив один год, может обратиться за видом на жительство и только потом, имея те или иные основания (брак, наличие детей), может становиться соискателем на приобретение гражданства РФ. При отсутствии возможности приобретения российского гражданства в упрощенном порядке иностранный гражданин должен прожить на территории России пять лет, и только тогда у него возникнет право на приобретение гражданства. Арифметика следующая: год — по разрешению на временное проживание (РВП), пять лет — по виду на жительство (ВНЖ). Кроме этого, получение данных статусов занимает от двух до шести месяцев — итого семь лет. Срок рассмотрения материалов для получения гражданства еще год. Всего восемь лет. Это обычная процедура по общему порядку.

Вторая возможность приобретения гражданства — упрощенный порядок. Закон подразумевает упрощенную процедуру приобретения гражданства, если есть родственные связи. Например, если иностранный гражданин родился здесь, но по каким-либо причинам уехал либо состоит в родстве с гражданами РФ или в браке с гражданином РФ, то есть тем или иным образом тесно связан с Россией.

Также упрощенная процедура предусмотрена для выпускников дневной формы обучения, окончивших российские вузы после 1 июля 2002 года. За время обучения иностранные студенты адаптируются и становятся фактически полноправными членами нашего общества.



Тем не менее, несмотря на то что сроки сокращаются с восьми до полутора лет, соискатель гражданства сталкивается с административными процедурами, которые повторяются. Чтобы получить РВП, нужно предоставить медицинскую справку, сдать комплексный экзамен по русскому языку, истории и законодательству. Подавая документы на ВНЖ через год, он опять должен предоставить медицинские справки и сдать комплексный экзамен, только уже на более высоком уровне.

Если взять, скажем, уроженца РФ, который родился в 1960–1970-х годах, закончил школу в России, потом куда-то выехал, а затем вернулся, проходить эту процедуру, наверное, не правильно.

И как раз с учетом поручения президента был подготовлен законопроект, направленный на сокращение этих сроков.

— На сколько?

— Мы предусмотрели в этом законопроекте, что уроженец России, минуя получение РВП, будет получать ВНЖ и, соответственно, при его получении сможет подать документы на гражданство. Это может занять не более восьми-девяти месяцев с учетом подачи документов и их рассмотрения. Зависит и от гражданина: как быстро будут собраны документы на ВНЖ, а потом и на гражданство. Для категории граждан, являющихся нашими соотечественниками, это предусмотрено. В 2018 году уже вносились изменения в законодательство, в том числе в части упрощения процедуры для участников госпрограммы (переселения.— “Ъ”).

Приезжающие соотечественники при наличии разрешения на проживание сталкиваются с ситуацией отсутствия места жительства. Приобретение жилья — процесс очень сложный. Найти знакомого или родственника, который бы у себя зарегистрировал, тоже непросто. Как правило, эта категория людей снимает жилье. Но даже те, кто сдает жилье, не регистрируют посторонних по разным причинам. В результате люди регистрируются по одним адресам, проживают по другим и тем самым нарушают миграционное законодательство.

— И вы…

— Внесли поправки, снимающие эти ограничения. Президент их подписал, и они вступили в силу 29 марта. Теперь участник госпрограммы может, получив РВП, всего лишь встав на миграционный учет, подать документы на гражданство.

— Без всякой регистрации?

— Да. Если у него есть возможность зарегистрироваться по месту жительства, это его право. Если нет — достаточно встать на учет, даже в гостинице. Это значительное упрощение процедуры.

— Это пример исправления нестыковки закона с реальной жизнью?

— Я бы сказала, что это изучение ситуации, ее анализ, рассмотрение поступающих жалоб. Действительно, получив свидетельство участника госпрограммы переселения, у человека возникали вышеописанные проблемы. Они несли за собой ряд других сложностей. Без регистрации невозможно устроить ребенка в сад, в школу. Человек становился заложником обстоятельств, которые разрешить не мог. Получалось, с одной стороны, мы его ждем, даже место работы зачастую уже определено, а с другой стороны — бюрократические проблемы.



Новые Старые