Открывая мероприятие, первый заместитель министра занятости и трудовых отношений Узбекистана Эркин Мухитдинов отметил, что подобные ярмарки необходимы, чтобы трудовая миграция была безопасной.
— Миграция полезна не только для страны исхода, но и для страны назначения, потому что мигрант не только переводит деньги, помогая родным, но и вносит вклад в российскую экономику, — заявил чиновник.
Он привел официальную статистику, согласно которой в 2018 году мигранты принесли в бюджет России 57 миллиардов рублей. Напомнив, что в Узбекистане существует оргнабор мигрантов, чиновник сказал, что таких ярмарок должно быть больше, их нужно организовывать по всей России, и даже предложил провести подобное мероприятие на территории Узбекистана.
Глава представительства Агентства по внешней трудовой миграции в России Саиднумон Мансуров призвал иностранных работников обращать внимание на легальность трудоустройства. Чиновник напомнил, что по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева был создан Фонд поддержки трудовых мигрантов, основная задача которого — защита и поддержка легальных трудовых мигрантов. Мансуров призвал соотечественников не поддаваться на провокации, не делать и не покупать «левые» регистрации, поддельные миграционные карты и фальшивые патенты. Во-первых, это незаконно, во-вторых, в этом случае мигранты не смогут рассчитывать на поддержку фонда.
Сэкономили на всю зарплату
Как и следовало ожидать, многие ищут работу. Примерно треть надеется получить консультации по отмене выдворения, помощь в получении невыплаченной зарплаты или рассчитывает решить другие типичные для трудовых мигрантов проблемы. Подавляющее большинство пришедших на ярмарку трудовых мигрантов — мужчины. Женщины, как ни странно, реже сидят без работы. К тому же по азиатской традиции на подобные мероприятия им ходить нельзя — это дело сильного пола.
Тилек, Кайрат и Бектурсун приехали из Киргизии. Они те самые мигранты, про которых писали киргизские СМИ: в конце 2018 года приехали в Россию по оргнабору, но в итоге остались без денег. Еще у себя в Бишкеке они заплатили по 5 тысяч рублей за услуги фирмы, которая обещала им работу комплектовщиков в Твери с зарплатой 35-38 тысяч, а также питание и проживание. Однако, отработав месяц, первую зарплату они так и не получили, — с них вычли за дорогу и оформление документов, дали лишь по 3-5 тысяч рублей на питание.
Они надеялись, что ситуация нормализуется, но им не выдали и вторую зарплату. В конце концов мигранты были вынуждены покинуть место работы ни с чем. Показательно, что в выигрыше оказалось агентство, которое отправило их в Россию: ему достались деньги и мигрантов, и работодателей.
После Твери Кайрат, Тилек и Бектурсун отправились на завод в Нижегородской области, однако их «кинули» и там. Теперь они ищут работу в Москве, надеясь хотя бы в этот раз получить за нее деньги. На вопрос, почему же они поехали по оргнабору, если гражданам ЕАЭС выгоднее ехать самим, ответили, что у них не было денег на самолет.