Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
За неисполнение данного требования работодателю грозит административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП (справка по результатам изучения практики рассмотрения судами в 2017 г. дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным осуществлением иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации либо незаконным привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности).
Один из таких случаев рассмотрел в своем обобщении судебной практики Саратовский областной суд. Работодатель принял на работу гражданина Казахстана 5 августа 2015 года, однако сообщить об этом решил лишь в январе 2017. В феврале того же года отдел по вопросам миграции территориального органа МВД провел проверку работодателя, составил протокол по факту данного правонарушения и передал дело в суд. Однако суд привлекать работодателя к ответственности не стал. Дело в том, что в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет один год. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. При этом рассматриваемое правонарушение не может считаться длящимся, поскольку для исполнения обязанности по уведомлению о заключении трудового договора с иностранным гражданином законом установлен конкретный срок (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5).
Таким образом, в данном случае срок давности привлечения работодателя к ответственности истек еще 2016 году. В связи с этим суд прекратил производство по делу.
Отметим, что похожие дела имелись и в практике ВС РФ, который приходил к аналогичным выводам (постановление от 5 октября 2016 г. № 59-АД16-14).
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1248824/#ixzz5eenbfHpV