Дыры в миграционном законодательстве РФ как препятствие на пути к гражданству


Автор: Ната Платонова

Сегодня мы поговорим о распространенных законодательных проблемах, с которыми предстоит столкнуться соотечественникам, желающим вернуться домой в Россию.

Обыватель не знает, какой ворох проблем нужно разобрать иностранцу, желающему жить и работать в России. Сформированному телевизором сознанию трудно уловить все эти нюансы с ВУ, РВП, ВНЖ и прочими аббревиатурами. Для них всё просто – дончанам легко получить гражданство (нет), а если у тебя родители россияне, то какие могут быть проблемы? (тоже нет). Есть общие основания – пошел, сдал документы и получил (основательно нет).

Иностранные граждане, как вынужденные переселенцы, так и люди осознанно и добровольно желающие получить гражданство Российской Федерации, сталкиваются с целым рядом препятствий на пути к гражданству. Так или иначе эти препятствия касаются законодательства, напрямую или косвенно. О них и поговорим.

Информационный вакуум и некомпетентность распространителей информации

Мигрант, особенно вынужденный, приезжает в страну с другим законодательством и оказывается буквальным образом в информационном вакууме. Тем, чьи навыки сёрфинга в интернете выше среднего, удается отделить зерна от плевел и выйти на тематические группы и как-то начать продираться через джунгли миграционного законодательства, пытаясь найти ту тропку, которая подойдет именно к его ситуации. Остальные же надеются (и вполне справедливо) на трёх китов – ФМС (нынче УМВД), прессу и юристов.

И тут оказывается, что чиновники в УМВД либо халатно относятся к своим обязанностям, либо некомпетентны, либо преследуют какие-то цели, не совпадающие с целями приезжего. Все мы знаем, чтобы получить полный ответ на вопрос, нужно адекватно сформулировать сам вопрос. Но зачастую приезжие люди (особенно те, кто снялся с места стихийно) не знают, как этот вопрос задать. Иногда получается смешно, но грустно.


Позиция чиновника тут должна быть такова – узнать все обстоятельства вопрошающего и выдать грамотный ответ. Но на деле мало кто тратит на это время. Так, человеку, рожденному в РФ, могут предложить поехать по программе переселения за Урал (вместо того чтобы получить вне квоты РВП в регионе пребывания) или человеку, у которого мать-гражданка РФ заявить, что раз родитель не пенсионер, так никаких льгот нет, а то что вы слышали, якобы можно получить гражданство в стране исхода, так это бред.


СМИ в этой ситуации ведут себя безответственно, из разряда «слышал звон, да не знаю, где он». В погоне за броским заголовком они часто подменяют понятия, вводят в заблуждение, а иногда попросту лгут. Информации крайне мало, появляется она редко (как в случае с тем же Конгрессом соотечественников), а если появляется – то это обязательно либо какая-то «сенсация» («Украинцам, чтобы стать гражданином, понадобится лишь отказаться от своего предыдущего гражданства»11111), либо вода, либо слёзные истории обычных людей, которые не слишком разбираются в теме (удел либеральных СМИ), а все кругом им виноваты.


Эти две проблемы порождают третью – юристов и решал. Когда люди не могут найти помощи у государства и средств массовой информации, они несут деньги юристам (если юрист компетентен – отлично, но это бывает далеко не всегда) или мошенникам. Разумеется, что мошенник - это мошенник, они узнают только после того, как их обманули.

Как это касается законов, спросите вы? Когда дело идет о судьбах людей, не может быть халатности и недоделок. Если бы законом предусматривалось адекватное наказание за все вышеперечисленное, и этот закон не просто был, но еще и работал, то просто так вас бы сходу уже не посылали за Урал, а для начала хотя бы поспрашивали повнимательнее.

Собственно несовершенство миграционного законодательства

Миграционный учет/ регистрация

Для получения официального статуса на территории РФ иностранному гражданину нужен обязательно миграционный учет (для некоторых статусов) или учет по месту жительства (например, после ВНЖ подать на гражданство). Но львиная доля приезжих никого в России не знает, а знакомые не всегда могут обеспечить их жильем. Становиться на учет в ФМС (нынче УМВД) давным-давно нельзя (первое время все просящие убежища с территории Украины становились на МУ по адресу миграционной службы). Поэтому те, кто не нашел доброго человека или у кого нет друзей – «покупают» регистрацию или миграционный учет. Это противоречит законодательству, так как человек должен жить по месту того же МУ, например. Получается законодательство и само же толкает людей на нарушение себя.

Несовершенство некоторых программ получения гражданства

Носители русского языка, Гражданство РФ по родителю в стране исхода

Некоторые программы получения гражданства прекрасны на бумаге, но не работают в реальности. Так было, например, с НРЯ для украинцев. Программа предусматривала полный выход из гражданства Украины (а такое в принципе невозможно согласно закону Украины «О гражданстве» ст. 17,18, 19). В сентябре 2017 закон РФ эту норму отменил, заменив выход на обычный нотариально заверенный отказ от гражданства. Но проблема все же осталась. Так вариант получения гражданства РФ через консульство РФ на территории Украины предусматривает обязательство предоставить документы о выходе из гражданства Украины в течение года после вступления в гражданство РФ. То есть нужен полный выход из гражданства.


Это головная боль для всех жителей Донецкой и Луганской областей (особенно) и остальной Украины. Так как чтобы получить выход, нужно ехать на Украину, жить там несколько месяцев, собрать кучу документов, заплатить пошлины и ждать, пока сам Президент не подпишет документ о выходе. Дончанам и луганчанам этот документ не подписывают принципиально. Мужчинам (с любой пропиской) этот документ не подписывают.

Некоторым женщинам и детям подписывают, но если повезет (таких везучих единицы). Через консульство Украины за рубежом сделать выход нельзя, только на территории Украины. Многим попросту опасно въезжать на Украину по политическим мотивам (люди оформляли временное убежище не просто так). Получившие гражданство через консульство сильно нервничают, так как их гнетёт это обязательство. Да, законом РФ не предусмотрено ответственности за невыход. Но это волнует, давит и не дает расслабиться. Отсюда: почему бы не разрешить украинцам/жителям из ЛДНР тоже предоставлять нотариальный отказ от украинского гражданства, как по программе НРЯ? Сказали А, так говорите и Б, чего буксовать-то?

Второй момент — нужно что-то делать с вот этим невыходом. Каков бы ни был способ получения гражданства, люди, не осуществившие полный выход, оказываются ущемлены в правах. Например, не могут работать в МЧС или МВД, например.

Гражданство по родителю в РФ

Продолжим о родителях. Гражданство по родителю — самый прекрасный, быстрый, надежный и наименее болезненный из всех вариантов способов обзавестись российским паспортом. С учетом, если проходить процедуру в консульстве РФ в стране исхода. Общая схема такова: если родитель – гражданин РФ, то его совершеннолетний ребенок может получить гражданство без РВП и ВНЖ в стране своего постоянного жительства всего за полгода. НО стоит только такому ребёнку-иностранцу въехать в РФ с целью попытаться всё оформит на месте, и уже его родитель не может быть основанием для получения гражданства (только РВП и то при некоторых условиях — недееспособности родителя или достижение им нетрудоспособного возраста). Почему? Ведь родитель один и тот же, документы у него те же самые, да и ребенок, пересекая границу, не теряет автоматически родственных связей с родителем?



Программа переселения соотечественников

Программа добровольного переселения соотечественников— одна из самых распространенных, действующих и доступных программ для получения гражданства. Ну, по крайней мере так представляется. Но и в ней не все радужно. Перечислять можно много интересного, но я остановлюсь только на одном моменте. Возраст переселенцев. Так, например, Ростовская область отказывает кандидатам 55/60 лет (женщины/мужчины), несмотря на то, что один из критериев этого региона – трудоспособный возраст соискателя. Напомню, что официальный трудоспособный возраст в России для женщин составляет 60 лет, для мужчин – 65.


Список критериев к кандидатам на переселение в Ростовскую область

Отсутствие преемственности между способами получения гражданства

Родителям покой только снится. Итак, если родитель совершеннолетнего является гражданином РФ, то его ребенок может получить гражданство через консульство РФ в стране своего гражданства, или может получить РВП без учета квоты на территории РФ (если родитель недееспособен или в возрасте 60/65 лет). Это все прекрасно. А вот вам парадокс: в обратную сторону этот способ не работает. То есть родитель не может получить гражданство по совершеннолетнему ребенку через консульство в своей стране, а на территории РФ ему нужна квота на РВП. То есть здоровенный бугай может написать в анкете «Хочу получить гражданство РФ и переехать на постоянное место жительства к матери», а вот мать уже не может так написать, чтобы получить гражданство РФ и переехать на постоянное место жительства к сыну. Представление о воссоединении семьи, конечно, так себе.

Деньги

Всё стоит больших денег. Экзамен по русскому языку на гражданство стоит от 5 тысяч рублей (к чести МГУ приказом ректора вуза для дончан и луганчан предусмотрены большие скидки, так стоимость экзамена по языку на гражданство составляет всего 1500 руб.).


Скриншот страницы сайта МГУ

Цены на экзамены на РВП, ВНЖ, патент – тоже не радужнее. Если сюда прибавить расходы на ксерокопии, нотариальные переводы всех документов на украинском, госпошлины… Из всех вариантов, только Программа Переселения предусматривает хоть какую-то компенсацию. Разумеется, кому надо, тот деньги найдет (и находят). Но если мы за соотечественников, за «добро пожаловать домой», «скрепы» и «русский мир» (для меня, кстати, это слова с положительной коннотацией), то почем бы не решить эти вопросы? Я не склонна ругать просто, лишь бы ругать. Какие могут быть варианты? Например, чем больше семья подающих на гражданство, тем меньше госпошлина, штатные юристы и нотариусы, цены на заверение у которых были бы ниже, чем «среднерыночные». А уж на ценообразование в области экзаменов по русскому языку, истории и законодательству, устанавливаемыми государственными (!) вузами, государство вполне может влиять.

Всё это лишь вершина айсберга, как мы понимаем, но сколько титаников уже пошло ко дну — не сосчитать. А ведь это чьи-то жизни. И недавние указы о миграционной политике пока что проблемы не решают, и даже не начинают решать, пока те, кто пишут законы, не начнут подходить к проблеме, во-первых, серьезно; во-вторых, системно; в-третьих, как будто у них родители-иностранцы восьмой раз в РФ на квоту подают.


Примечание Вестника: Хочу заметить, что Ната Платонова не просто "абстрактно рассуждает". Она не из тех, кто решил высказать свое мнение на фоне этой движухи с новой концепцией миграционной политики. Ната уже давно занимается практической деятельностью, Ната учит людей, как получить гражданство РФ по родителю через посольство. Это наиболее быстрый и простой, в то же время - наименее освещенный способ. Ната сама получила гражданство таким путем. Никто не вручил ей паспорт на границе, когда Ната приехала из Донецка.

У Наты есть группа Гражданство РФ по родителю, где Ната не только описала свой опыт и составила пошаговую инструкцию для всех остальных, но и на вопросы отвечает.

Мало того, Ната составила схему "пути к гражданству РФ" для всех остальных иностранцев, у которых нет родителя-россиянина. И этой схемой я восхищаюсь. Я считаю, ее нужно распространить от отделениям УВМ по всей стране.

Другие статьи от Наты Платоновой:


Новые Старые